Фильм «Бесконечная история» (1984)

Убегая от школьных хулиганов, 10-летний Бастиан спрятался в старой книжной лавке, где нашел таинственную книгу с орнаментом. Открыв ее, Бастиан попал в призрачный фантастический мир, который вот-вот должен погибнуть…

Чудесный фильм! Ему уже 30 лет, а его до сих пор интересно смотреть, несмотря на устаревшие визуальные эффекты. Фильм снят по первой части книги Михаэля Энде «Бесконечная история». Обожаю это кино!

kinopoisk.ru

Саунтрект к фильму. Он прекрасен :) Прямо музыка моего детства :)

А пока я искала предыдущее видео наткнулась на мастер-класс одной девушки, которая слепила своего собственного Дракона Удачи! Я бы была в полнейшем восторге от такого в детстве!

Кстати, у фильма очень интересная съемочная история. Если вы еще не смотрели это кино, то не читайте дальше :)

002-ellf.ru

Визуальные эффекты — это одна из самых сильных сторон фильма. После просмотра, естественно, становится очевидным, что фильм снимался не ради них, как многие современные блокбастеры, но сил и души в них было вложено очень много. И результат получился более чем впечатляющий!

В основу визуального ряда фильма легли эскизы и зарисовки художника Уля де Рико.

Для съёмок бесконечных «Болот Печали» территория площадью 3000 кв. метров была залита грязью и засажена деревьями. Для создания иллюзии бескрайности съёмочная группа прибегла к относительно простому трюку: на переднем плане были «высажены» деревья высотой порядка пяти метров, на дальних планах выставлялись макеты куда меньших размеров, так что самые дальние деревья имели высоту около 30 см, не более. При этом съёмочная площадка была ещё и наклонена так, чтобы горизонт казался высоким. Для пущего эффекта печали сцена была сделана практически бесцветной, некоторые деревья даже выкрасили чёрной краской.

Густой туман и испарения имитировались с помощью сухого льда и масел для жарки, так что на съёмочной площадке порой пахло как на кухне фастфуда. Это, в конце концов, так достало всех, что один из участников съёмок добавил в «дымную» смесь индийские духи, чтобы хоть как-то убрать отвратительный запах.

Грязь сначала хотели использовать натуральную — добытую со дна реки Изар и привезённую на место съёмки несколькими грузовиками. О чём съёмочная бригада не подумала, так это о том, что на дворе лето и что в этой самой жидкой грязи скрыты миллионы личинок самых разных насекомых. А так как в 1983 году Германию накрыла редкостная жара, личинкам это очень понравилось. В итоге для того, чтобы избавить съёмочную площадку от роя насекомых, вызванному специалисту потребовалось целых два дня.

Тогда решили использовать искусственную грязь, но и с ней случались проблемы. В «Болотах Печали» снимались три сцены: утопление коня Атрейю Артакса, встреча Атрейю и гигантской черепахи Морлы, и преследование главного героя Гморком.

Гибель Артакса — одна из самых трагичных, во всех смыслах. В Болотах Печали гибнут те, кто сдаётся, кто впускает их печаль и безнадёжность в себя. Артакс сдаётся и тонет. На самом деле, на съёмочной площадке были выстроены (и заполнены грязью) несколько резервуаров разной глубины. Самые глубокие были снабжены ещё и подвижными платформами и именно их использовали для «утопления» Артакса и Атрейю. С Артаксом вышла проблема: он ни в какую не хотел безнадёжно-безропотно, как этого требовал сценарий, уходить в грязь — пусть и всего лишь по шею. Двухнедельная дрессировка не помогла. Пришлось привозить на съёмки другую лошадь, приковывать за ноги к той самой опускающейся платформе, и так «топить».

004-ellf.ru

В сцене, где Атрейю практически тонет, едва не произошло настоящее утопление: нога Ноа Хэтуэя застряла в подъёмнике, который опускался вниз, и его утянуло в топь. Когда актёра вытащили на поверхность, он был уже без сознания. Вообще исполнителю роли Атрейю на «Болотах Печали» не везло капитально: он провёл несколько месяцев, обучаясь верховой езде без седла, но во время съёмок Артакс сбросил наездника в грязь. Да так «удачно», что Хэтуэй повредил ногу о твёрдый край одного из резервуаров с грязью, образовавших болото. Его немедленно увезли в больницу — прямо как есть, в измазанной грязью индейской одежде. К счастью, через два дня он уже был на ногах и мог продолжать съёмки.

Сцена с Морлой также снималась с массой хитростей. Полноразмерную модель черепахи изготавливать не стали (она должна была иметь порядка 15 метров в высоту), детально снимали только отдельные её части — вершину со сломанным деревом наверху и бок, по которому Атрейю соскальзывает вниз в грязь.

005-ellf.ru

«Панцирь» изготовили из водного аттракциона («горки»), высотой в десять метров. Падать герою пришлось бы с высоты 2 метра. Здоровьем актёра Ноа Хэтуэя решили в очередной раз не рисковать, и пригласили из США каскадёра Бобби Портера — одного из очень немногих в мире профессиональных каскадёров с комплекцией 12-летнего подростка, такой же, как у Хэтуэя на тот момент. Любители выкапывать оплошности в культовых фильмах никогда не упускают случая ткнуть в сцену, где Морла чихает в сторону Атрейю, да так, что его буквально сдувает с дерева, на которое он залез. Как и с панциря гигантской черепахи, так и с этого дерева в грязь летел именно Портер, и в одном из кадров видно его лицо — пусть и не чётко, но видно.

007-ellf.ru

Сотрудники компании Arkadon, которая отвечала за визуальные эффекты сделали сразу несколько моделей Башни (всей целиком и только верхней её части) для разных планов.

008-ellf.ru

Из чего именно была сделана Башня Девочки-королевы информации нет, зато известно, что из-за той самой страшной жары 1983 года в Германии, плюс яркого светильника, размещенного прямо внутри самой модели, в один из дней модель даже подплавилась.

010-ellf.ru

Скалоед — это первое существо страны Фантазии, которое появляется в кадре. Как выясняется, питается камнями — и чем они богаче всякими минеральными вкраплениями, тем ему радостнее. Для этого «монстра» были изготовлены три модели. Самая крупная — сидячая, она же присутствует в фильме больше всего. Реальная её высота составила 1,6 метра, изготавливали её из крашеной пенорезины. Вторая модель — Скалоед верхом на своём «передвижном устройстве», напоминающем одновременно асфальтный каток и детский велосипед. Как ни смешно, «каменный каток» мог самостоятельно двигаться — в модель встроили мощный электромотор с приводом на переднюю ось, а батареи, от которых он питался, были установлены в седло. Модель самого Скалоеда подвижной делать не понадобилось — только глаза и ноги. Их движением управляли удалённо. Вся комбинация весила порядка 100 кг.

011-ellf.ru

Третья модель Скалоеда использовалась только в одной сцене — там, где он слезает со своего «катка». И вот здесь пришлось изготавливать костюм и одевать в него актёра Колина Гильдера. Резиновый костюм весил около 20 кг, и в нём было очень тяжело двигаться. Однажды Гильдер потерял равновесие и упал, и встать смог уже только с посторонней помощью. О том, насколько жарко было в этом костюме, и говорить не приходится.

012-ellf.ru

Вечно заторможенная, даже на лету засыпающая Летучая Мышь в крупных планах представляла собой 2-метровую куклу. Двое кукловодов накачивали меха для имитации дыхания этого существа, ещё один управлял ноздрями и веками.

013-ellf.ru

3,5-метровая Быстроходная Улитка с мотором, созданная Колином Артуром (и стоившая бешеных денег), использовалась всего три съёмочных дня, но сцена с ней получилась очень запоминающейся. Движением головы и морды заведовали сразу 7 человек — так что сцена с её участием получилась чрезвычайно трогательной. Быстроходная Улитка была снабжена слишком мощным электромотором. В какой-то момент её так разогнали, что случилась авария (200-килограммовое устройство приводилось в движение с помощью мощного электромотора), в какой-то момент улитка слетела с рельсов, что не обрадовало ни съёмочную группу, ни актёра, сидевшего верхом на этом «чуде».

014-ellf.ru

Морлу, гигантскую черепаху, снимали по частям и потребовалось изготовить несколько моделей. Самая крупная — трёхметровая — использовалась для съёмок ближних планов, в частности, «разговора» с Атрейю. Движением головы и мимикой черепахи заведовала целая команда операторов, и работа у них была весьма непростой, учитывая, что она должна была говорить, вращать глазами (и даже закатывать их), да ещё и чихать. Из водного аттракциона изготовили ещё одну конструкцию, которая должна была изображать 15-метровую Морлу, — её снимали по частям в сценах в Болотах Печали. Была и ещё одна модель, совсем крошечная: макет всего лишь 50 см в высоту, и наверху — крошечная фигурка, изображавшая Атрейю.

015-ellf.ru

Бескрылый, но летающий Дракон Удачи Фалькор, один из самых запоминающихся персонажей фильма и одна из самых «живых» кукол. Впрочем, куклой эту 15-метровую конструкцию из авиационной стали, как-то сложно назвать. Одна только шея дракона была 3 метра в длину и весила 100 кг. У дракона было 16 подвижных частей, для управления которыми потребовалось команда операторов из 36 человек. Туловище дракона было покрыто 10 тысячами чешуек, каждая размером с ладонь, и вдобавок его обклеили центнером шерсти ангорской козы, выкрашенной в розоватый цвет. Конструировал Фалькора Джузеппе Тортора, однако голову придумал Артур Коллин, и ему пришлось неоднократно её переделывать — пока, наконец, один из вариантов не понравился режиссёру.

Полномасштабная «кукла» до сих пор выставлена в музее Bavaria Film Studios, и все желающие могут посидеть на её шее.

016-ellf.ru

Волк-оборотень Гморк, слуга «Ничто». Сначала в его «роли» хотели снять датского дога, закамуфлированного под волка, но потом от этой идеи отказались, поскольку уж слишком очевидно было, что это даже не волк, и уж тем более не оборотень. В итоге решено было снимать погоню Гморка за Атрейю по Болотам Печали как бы «от первого лица», так что видны были только лапы. В итоге на подвижную платформу установили камеру, и уложили актёра, который размахивал надетыми на руки мохнатыми лапами. Фактически, Гморка мы в фильме видим только по частям, причём больше всего видна зубастая чёрная морда, торчащие клыки и злобно морщащийся нос. Голова чудовища могла совершать 59 разных движений — у неё двигались губы, нос, язык; кроме того, необходимо было имитировать и человеческую речь. Управляли головой Гморка сразу 17 операторов, причём им пришлось потратить немало усилий, чтобы скоординировать свои действия. Изображения с камеры транслировались сразу на множество телеэкранов, чтобы каждый из операторов мог видеть, что происходит. В итоге весь материал с Гморком удалось отснять всего за два часа. Как и в случае с Фалькором, голову разрабатывал Артур Коллин, и изготавливали Хуан и Джузеппе Тортора с командой помощников.

Фильм получил чрезвычайно лестные отзывы от критиков — в том числе и за визуальные эффекты, но фактически провалился в кинопрокате, не окупив свой бюджет, по тем временам громадный для европейского фильма — 27 млн долларов. Впрочем, когда его выпустили на DVD, он стал одним из самых продаваемых детских фильмов в истории, и кроме того, в Европе некоторые телеканалы его регулярно показывают на Рождество. IMDB упоминает о четырёх разных наградах и семи номинациях. Награду Saturn Award получил Ноа Хэтуэй, исполнитель роли Атрейю. Фильм также получил такие награды как Bavarian Film Award, Film Award in Gold и Golden Screen.

017-ellf.ru

«Бесконечная история» снималась по одноимённой книге Михаэля Энде, однако, ознакомившись со сценарием, писатель заявил, что фильм слишком сильно отличается от его творения, и потребовал либо прекратить съёмки фильма, либо сменить ему название.

Отличий от книги, действительно, много:

— У Атрейю по книге волосы синего цвета, а кожа — оливково-зелёная; Ноа Хэтуэя пытались выкрасить в зелёный цвет, но в итоге решили обойтись без этого, и «воин Травяных Равнин» остался белокожим европеоидом.

— У Девочки-королевы в книге волосы снежно-белого цвета, в то время как исполнительнице этой роли в фильме — 12-летней Тами Стронак — оставили природный русый цвет волос.

— Бастиан Букс в книге страдает лишним весом, почему, собственно, его и травят другие ученики его школы. В фильме он просто очень маленький и слабый, вследствие чего и не может дать отпор трём раскормленным бездельникам, запихивающим его в мусорный контейнер.

— Сценарий ленты примерно соответствует только первой половине книги, и некоторые персонажи и эпизоды в него не попали, а некоторые были сильно изменены — что часто бывает при экранизациях.

Всё это и вызвало недовольство Энде. Однако, киностудия отказалась выполнить его требования. Со стороны Энде последовал судебный иск, который он, однако, проиграл. Единственное, что ему удалось добиться, так это, чтобы из головных титров убрали его имя. В финале, однако, литературный первоисточник и его автор упоминаются.

018-ellf.ru

Как ни странно, никто из звёздного детского трио — ни Ноа Хэттуэй, ни Тами (Тамар) Стронак, ни Баррет Оливер, — большой актёрской карьеры не сделали.

Тами Стронак (Девочка-королева) сниматься дальше запретили родители из опасений за её безопасность (боялись, что ранняя актёрская карьера может негативно сказаться на её дальнейшей судьбе), однако ей разрешили заниматься танцами. В 1996 году Стронак примкнула к уважаемой израильской танцевальной труппе Neta Dance Company, с которой и ныне работает и как танцор, и как хореограф.

Баррет Оливер (Бастиан Букс) снимался до 1989 года, причём преимущественно в телевизионных фильмах. В 1988 или 1989 году он примкнул к Церкви Сайентологии и прекратил сниматься. В настоящее время Оливер — преуспевающий фотограф, специалист по истории фотографии и даже преподаёт фотодело в Лос-Анжелесе.

Ноа Хэтуэй (Атрейю) постепенно ушёл в спорт, и сейчас является инструктором по восточным единоборствам. Интересно, кстати, что через два года после «Бесконечной истории» он снялся в фильме ужасов «Тролль» (1986 году), причём его персонажа звали, ни больше ни меньше, Гарри Поттер-младший. Связи с книгами Роулинг никакой, однако совпадение всё равно любопытное.

В 1990 году свет увидело «продолжение» фильма — «Бесконечная история 2» (реж. Джордж Миллер), на сей раз уже по мотивам второй половины романа Михаэля Энде. Томас Хилл, исполнитель роли Карла Кориандера в фильме Петерсена, оказался единственным, кто попал и во второй фильм. Все остальные актёры — другие, и даже модель Фалькора делали заново.

В 1996 году появился третий фильм по мотивам «Бесконечной Истории», но он провалился в прокате и среди критиков с оглушительным треском.

Совсем недавно стало известно, что Warner Brosers планирует выпустить «римейк» фильма Петерсена, и что будущий фильм станет «более скрупулёзной» экранизацией книги Михаэля Энде. Проект пока на самых ранних стадиях разработки.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Введите пожалуйста ваше имя, email и комментарий.